Есть такая профессия — продвигать. Как работают инстаграм-специалисты

АВТОР ОЛЬГА ВАГАНОВА 13 МАРТА 2018 РБК
Instagram — самая монетизируемая из всех соцсетей, а значит, и самая привлекательная для применения маркетинговых, бизнес- и пиар-технологий. Разбираемся, кто такие специалисты по продвижению в Instagram и насколько оправдано появление такой профессии.

Тихая революция
Без плакатов, знамен и лозунгов Instagram совершил тихую революцию в малом и среднем бизнесе. По крайней мере, так утверждают владельцы брендов, которым красивые картинки помогают продавать нижнее белье, рубашки с принтами, торты, цветы и свадебные аксессуары, не прибегая к методу «холодных звонков» и дорогостоящей рекламе в прессе. Ведь, по мнению специалистов, без дизайнерской «штукатурки» сегодня можно купить разве что носки в переходе, все остальное — картинка и упаковка.
Если розы, то в крафте, если кофе, то в модном стаканчике, если протест, то с белой ленточкой.
В 2012 году Марк Цукерберг за $ 1 млрд покупает у выпускника Стэнфордского университета Кевина Систрома фотоприложение Instagram, а к 2018 году число его пользователей составляет уже больше 1 млрд человек.
Приложение по-новому расставило акценты в устройстве соцсетей и оказалось революционным сервисом в сфере рекламных возможностей. Появилось такое понятие, как «инстаграмный человек», и даже новая профессия — специалист по раскрутке инстаграм-аккаунтов.
Но даже на фоне легальности профессий вроде тренд-вотчера или SМM-щика вид деятельности с приставкой «инстаграм» (инстаграм-коуч/пиарщик/маркетолог) кажется все-таки более декоративным. Зыбкость своего имиджа признают и его представители.
Любовь Соболева, соучредитель агентства «PR-Cafe», рассказывает, что некоторое время стеснялась того факта, что сферой ее профессиональных интересов стал Instagram, пока не поняла, что эта соцсеть самая «монетизируемая и перспективная».
В мир инстаграм-аккаунтов Любовь пришла из классического пиара, с его поизносившимися механизмами взаимодействия со СМИ, счетчиком упоминаний повышения цитируемости.
По ее словам, «игрушка Цукерберга» при подробном изучении оказалась не просто инструментом для реализации наработанных стратегий, а именно новой реальностью, с огромной аудиторией.
Если розы, то в крафте, если кофе, то в модном стаканчике, если протест, то с белой ленточкой.
«Долгое время я работала в крупных компаниях, на различных телеканалах, а в 2015 году решила заняться частной пиар-деятельностью и тогда же начала осваивать соцсети, — говорит Любовь. — Первым объектом раскрутки был врач, я водила его на эфиры, мы давали комментарии в прессе, но это не принесло ему ни денег, ни популярности. Продвижение же в Instagram дало потрясающие результаты: сейчас у него миллион подписчиков, он хорошо узнаваем». Собственный аккаунт Соболевой насчитывает 800 тысяч фолловеров.
С появлением новых клиентов Любовь вместе с партнерами создала агентство «PR-Cafe», специализирующееся исключительно на Instagram. На сегодняшний день у них более 50 сотрудников в разных точках земного шара и более 70 клиентов. Среди них — крупные бренды и даже звезды, заинтересованные в привлечении рекламодателей в свои профили. Статус селебрити еще не гарантирует популярности в соцсети, и знаменитости, желающие заработать на селфи в самолетах и супермаркетах, также прибегают к услугам подобных консультантов.
По мере вовлечения в новую специализацию Любовь написала книгу «Феномен Инстаграма». «Писать книгу на эту тему тоже было странно», — замечает автор. Но, как выяснилось, в тот момент на полке бизнес-литературы не хватало именно такого пособия.
«Первые пять тиражей даже не успели доехать до издательства, все книги развозили по доставке», — говорит Соболева.

Почти Цукерберг
Кажется, что элегантное, удобное и максимально простое приложение, где все совершается в один лайк, фильтр, пост, не нуждается ни в каких инструкциях. Но если перед пользователями стоят коммерческие цели, то скрытых технологий обнаруживается бездонное море. Раскручивать аккаунт необходимо с применением технических сервисов и креатива, без которого здесь никуда.
Маркетинговые и пиар-агентства обычно предлагают клиентам весь пакет услуг: от разработки общей концепции аккаунта до использования оригинальных программ по увеличению числа подписчиков, позволяющих в автоматическом режиме зафолловить большое число пользователей, проставлять лайки и даже писать комментарии. Подобный неинтеллигентный захват аудитории не был предусмотрен разработчиками Instagram, ведь для коммерциализации аккаунта существует «белая», таргетированная реклама. В связи с этим все сторонние сервисы Instagram называют «серыми» технологиями.
Среди авторов дополнительных программ для Instagram можно найти отечественных Цукербергов, успешно монетизирующих свое интеллектуальное баловство. Вчерашние студенты технических вузов, оторвавшись от учебников, через инстаграм-бизнес легко попадают в инстаграмный же образ жизни.
Евгений Зведенюк, выпускник Бауманки, был первым, кто применил в Сети механику массфолловинга (автоматической массовой подписки), ставшую впоследствии главным официально не разрешенным основным приложением инструментом для раскрутки аккаунтов. Сейчас это слово почти ругательное, так как массфолловинг не приносит прежних результатов (разработчиками введены жесткие ограничения на количество подписок). Эта же технология породила «ботодвижение» (мертвых фолловеров).
Если перед пользователями стоят коммерческие цели, то скрытых технологий обнаруживается бездонное море.
«Мы занимаемся Instagram с 2012 года, на тот момент даже не была создана версия для Аndroid, — рассказывает Евгений. — А также не было никаких ограничений, и мы быстро вывели свои аккаунты в мировые топы. Для сравнения, у Джастина Бибера было на тот момент полтора миллиона подписчиков, а у меня на личной странице — один миллион».
Сегодня Евгений возглавляет digital-агентство EyeMedia, специализирующееся на продвижении клиентов в Instagram. Оно работает с крупными брендами и разрабатывает умные программы по инстаграм-аналитике.
Инстаграм-культура
Эффективность Instagram в качестве канала продаж легко объяснима. Это визуальное медиа — своеобразная квинтэссенция «оформительской» концепции мира. Но предприниматели признают, что для использования огромного потенциала ресурса необходимы коучи и маркетологи.
«Я никогда раньше не работала в фуд-индустрии, — говорит владелица подмосковного кафе «Здесь был Чехов» Анна Пузыренко. — Несмотря на то что моя основная деятельность связана с пиаром, разработать концепцию присутствия нашего кондитерского бренда в Instagram я доверила «узкому» специалисту. Особенно полезной оказалось информация о технических инструментах продвижения».

Также можете читать

Запись опубликована в рубрике Построение карьеры. Добавьте в закладки постоянную ссылку.